Сегодня отмечают свой профессиональный праздник эксперты-криминалисты подразделений МВД России.
Создание Службы связано с учреждением 1 марта 1919 года Кабинета судебной экспертизы при Центророзыске НКВД РСФСР, который стал первым экспертным учреждением органов внутренних дел Советской России.
В каждом отделе полиции Белгородской области есть свои эксперты-криминалисты, которые выезжают на место происшествия и изымают улики: кровь, отпечатки пальцев, следы обуви и другие предметы, которые, на их взгляд, могут оказаться важными вещ доками. Но основная работа ведётся в лабораториях и кабинетах Экспертного криминалистического отдела ЭКО ОМВД России по Белгородской области, где специалисты разной направленности помогают раскрывать преступления.
Люди науки
Чтобы стать экспертом-криминалистом, одного юридического образования недостаточно, считает начальник экспертно криминалистического отдела майор полиции Косалапов Алексей Александрович В этой сфере лучшие результаты показывают люди, которые имеют базовое естественно-научное образование. Углублённое знание математики тоже приветствуется — криминалистам приходится анализировать очень много информации.
На месте происшествия любой человек может заметить какие-то детали. Но чтобы качественно отработать, необходимо видение механизма следообразования, стать неким Шерлоком Холмсом. Увидеть то, что не видят другие, и оценить это. Какая была погода в этот день, влажность? Какие следы оставил преступник: отпечатки пальцев, след от обуви, какие орудия преступления применял? Возможно, где-то он по неосторожности убрал наслоение пыли и там остались его следы. Все эти детали помогают криминалисту и другим участникам следствия воссоздать картину преступления.
Классическая криминалистика
Экспертно-криминалистический центр — это полностью государственная структура. Здесь не проводятся платные экспертизы. Поручить провести анализы могут только процессуальные лица: следователь, дознаватель, начальник следственного отдела, судья.
В структуру ЭКЦ входит девять различных отделов. Знакомство с его работой начинается с отдела криминалистических учётов — своего рода квинтэссенции всей работы центра. Именно сюда стекаются результаты традиционных криминалистических экспертиз: дактилоскопических, трасологических, технико-криминалистических и других, которые делаются в ЭКЦ. По ним специалисты устанавливают людей, причастных к преступлению.
Здесь есть дежурный, который отслеживает обстановку и работу экспертов на месте происшествия. Именно он принимает решения о выезде специалистов отдела в помощь другим криминалистам. Эксперты центра выезжают, если было совершено тяжкое или «громкое» преступление. Делать это приходится почти через день: в последнее время увеличилось количество резонансных преступлений.
В отделе ведут учёт отпечатков пальцев людей, когда-либо попадавших в поле зрения полиции. Современные криминалисты практически все данные хранят в электронном виде. Например, отпечатки пальцев заносятся в автоматизированную дактилоскопическую систему (АДИС), в которой хранится более 2,1 млн «пальчиков». Есть, конечно, и бумажная картотека. Здесь отпечатки сортируются и хранятся в зависимости от статьи Уголовного кодекса РФ.
В одном из кабинетов эксперт-криминалист рассматривает денежную купюру номиналом 5 тыс. рублей. На первый, непрофессиональный, взгляд, эта купюра ничем не отличается от настоящей: все водяные знаки и другие признаки на ней присутствуют.
— Без подготовки обычный человек не сможет понять, что это подделка, — говорит эксперт. — Современные подделки имеют все те же атрибуты, что и настоящие деньги. Вычислить подделку может только специальный детектор подлинности, например как в банке или магазине.
В кабинете экспертов-трасологов, которые занимаются учётом следов обуви, орудий взлома и колес автомобилей, одна стена почти полностью заклеена изображениями различных подошв. По словам специалистов, следы обуви — один из самых древних видов криминалистических объектов изъятия.
— В СССР это был доминирующий вид работы криминалиста, потому что время было более бедное, обуви было мало, и зачастую люди ходили в одних и тех же ботинках несколько лет. У такой обуви были даже свои признаки, например протёртость на подошве. По таким следам можно было находить преступников, как по отпечаткам пальцев. Сейчас ситуация поменялась: количество обуви увеличилось, её можно купить в любое время по доступной цене. Но объем работы по-прежнему большой.
По следам можно понять, что злоумышленник был на тех или иных преступлениях. Это повод к объединению уголовных дел. В дальнейшем можно будет выйти на конкретное лицо и установить его причастность к серии преступлений.